А. В. Мерзлова-Горбач
Баркарола ор. 60 Фридерика Шопена: к проблеме жанровой специфики
В статье рассматривается одно из широко известных произведений Фридерика Шопена – Баркарола ор. 60. Исследователь стремится выявить значение этого сочинения в общем жанровом контексте. Приводится обобщенная характеристика различных подходов к изучению данного произведения, характеризуются его форма, драматургия и тематизм. Автор статьи указывает, что для тематизма Баркаролы характерна синтаксическая разомкнутость: регулярные нарушения первоначальной симметрии синтаксиса каждой темы ощутимо влияют на форму в целом, поскольку явные цезуры между разделами отсутствуют. Вариационность, проявляющаяся на всех уровнях музыкальной ткани, приводит к постепенному растворению жанровых черт, типичных для баркаролы середины XIX века, благодаря чему некоторые характеристики не определяются на слух как типичные для названного жанра, но воспринимаются как особенности композиторского стиля Шопена. Истоки и причины такого восприятия мотивируются родством музыкального материала Баркаролы и шопеновских баллад. Кроме того, в Баркароле прослеживаются черты ноктюрна. Исходя из этого, заслуживает внимания исследовательская трактовка Баркаролы как «фантазии на тему баркаролы» в контексте романтической эпохи.
Отмечается, что видимое сходство общеизвестных жанровых черт баркаролы и музыкального языка Шопена приводит к неожиданному повороту в исторической перспективе: баркарола в ее толковании многими последующими композиторами (большей частью русской школы) обретает характеристики, воспринимаемые как типичные, хотя изначально они были свойственны только индивидуальному шопеновскому стилю. К названным характеристикам можно отнести особый тип вокализации многоголосной фактуры, обилие мелизматики, в некоторых случаях – тональность, принципы формообразования, синтаксическую разомкнутость тематизма. Подобная эволюция жанра во второй половине XIX – начале ХХ века стала возможной благодаря общему влиянию стилистики фортепианных сочинений Шопена.
Ключевые слова
фортепианные жанры эпохи романтизма, баркарола, баллада, ноктюрн, композиторский стиль, Ф. Шопен, Ф. Мендельсон.
Для цитирования
Мерзлова-Горбач А. В. Баркарола ор. 60 Фридерика Шопена: к проблеме жанровой специфики // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 4. С. 49–57.