М. Н. Сырбу
История «The Scratch Orchestra»: опыт реконструкции
«The Scratch Orchestra» – ансамбль экспериментального «синтетического» творчества, существовавший в Великобритании на рубеже 1960–1970-х годов. Создателем и идеологом указанного коллектива явился Корнелиус Кардью (1936–1981), видный композитор, педагог, популяризатор современной музыки. «The Scratch Orchestra» сразу же приобрел неоднозначную репутацию в академической среде, что обусловливалось специфическим составом, объединявшим профессионалов и любителей, а также последовательной ориентацией на перформативные формы художественной деятельности. Эти факторы в дальнейшем способствовали недостаточной изученности творческого опыта данного коллектива. Автором статьи осуществляется реконструкция важнейших характеристик деятельности «The Scratch Orchestra», фиксируются основные этапы последней, выявляется их своеобразие. Изучение мемуарных свидетельств и позднейших исследований позволяет обозначить в биографии ансамбля 4 основных периода. Первый из них, «Пред-Scratch», имел предваряющую направленность: вокруг К. Кардью постепенно формировался круг единомышленников, выступивших в качестве основы будущего ансамбля. Тогда же создавался «Набросок Конституции», призванный регламентировать творческую практику данного коллектива. Первый период был связан с активной концертной деятельностью, в рамках которой выкристаллизовались основные черты презентации – важнейшей формы концертных выступлений «The Scratch Orchestra». Второй период характеризовался ростом сепаратистских настроений и появлением автономных групп в рамках большого коллектива. Это привело к расколу и угасанию деятельности «The Scratch Orchestra» на протяжении третьего периода. В целом история указанного ансамбля отразила важнейшие тенденции соответствующей исторической эпохи и стала важной страницей в развитии экспериментального направления европейского искусства второй половины ХХ века.
Ключевые слова
«The Scratch Orchestra», К. Кардью, экспериментальная музыка в Великобритании, импровизация, ансамблевая творческая практика, графическая партитура, словесная партитура.
Для цитирования
Сырбу М. Н. История «The Scratch Orchestra»: опыт реконструкции // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 4. С. 67–78.