В. А. Леонов, И. Д. Палкина
Сенсорные коррекции при игре на духовых инструментах, не основанные на слуховом или зрительном восприятии
Игра на духовых инструментах, с позиции биофизики управления двигательными процессами и биомеханики, представляет собой огромное количество движений (видимых и не улавливаемых глазом). Последние объединяются в действия и исполнительские приемы соответственно решению технических задач, возникающих в процессе воплощения музыкального образа. Контроль над деятельностью исполнительского аппарата осуществляется музыкантом посредством обратных связей, представленных слухом, зрением и другими органами чувств, которые направляют сигналы о реализации двигательных актов человека в центральную нервную систему. На основании полученной информации мозг оценивает фактические итоги работы и вносит коррективы в исполнительские действия, совершаемые при звукоизвлечении и звукообразовании.
В статье освещаются воззрения ученых и эмпирические представления музыкальных педагогов о функциональной роли сенсорных коррекций, не основанных на слуховом или зрительном восприятиях, при игре на духовых инструментах. Показана ошибочность упомянутых представлений музыкантов-практиков о роли ощущений в исполнительском процессе. Отмечено, что совпадения в оценках сенсорных коррекций различными индивидами являются исключениями из правил, в силу неповторимых особенностей афферентной системы каждого человека.
Представлен дифференцированный подход к психофизиологическим уровням построения игровых движений, призванный способствовать осознаваемости ощущений, которые вызываются функционирующим исполнительским аппаратом при звукоизвлечении и управлении звучанием инструмента. Охарактеризованы перспективы целенаправленного использования указанных ощущений для достижения продуктивных результатов исполнительской деятельности.
Раскрыто происхождение разнообразных сенсорных коррекций с позиции физиологии. Освещены влияния факторов внешней и внутренней среды музыканта на корректность ощущений, роль указанных факторов в обеспечении положительных результатов деятельности современного исполнителя.
Ключевые слова
духовые инструменты, исполнительский аппарат, игровые движения, обратные связи, сенсорные коррекции.
Для цитирования
Леонов В. А., Палкина И. Д. Сенсорные коррекции при игре на духовых инструментах, не основанные на слуховом или зрительном восприятии // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 4. С. 79–85.