О. А. Цыбулько
Вокальное искусство Александра Антоновского: сценические образы в объективе прессы
Статья посвящена Александру Петровичу Антоновскому (1863−1939), первому басу Императорских театров и первому исполнителю заглавных басовых партий Пана Воеводы в одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова «Пан Воевода», Боярина в опере «В грозу» В.И. Ребикова и Оливье в опере «Мария Бургундская» П. Бларамберга. Созданные певцом яркие сценические образы стали эталонными для своего времени. Сегодня имя певца практически неизвестно. Однако в объективе прессы тех лет, в непредвзятых отзывах критиков сохранилась память об этом мастере. Эта память как реальность исторического времени актуализирует прошлое в настоящем, помогает воспроизведению художественной традиции с ее исканиями и находками, противоречиями и нормами. В ней преемственность и наследование имеют чрезвычайную ценность. Специальное изучение художественного наследия Антоновского сквозь призму восприятия современников, опирающееся на критику прессы, представленную в авторитетных изданиях периодической печати, газетах («Русский курьер», «Русские ведомости», «Московский листок», «Вестник литературный, политический, научный, художественный с афишами», «Театр и жизнь», «Московские ведомости») и журналах («Театр и искусство», «Русская музыкальная газета»), привносит полноту осмысления исторического времени, способствует восстановлению исторической памяти о забытых и полузабытых именах в отечественном вокальном искусстве. Оно противостоит рассеиванию или выпадению из этой памяти фигур, внесших существенный вклад в становление национальной певческой школы, ее традиции. Художественный вклад А. Антоновского, это одна из важных составляющих того целого, что хранит эпоха XIX–XX вв.
Ключевые слова
русская вокальная школа, Александр Антоновский, басовые партии, сценические образы, пресса, Джакомо Гальвани, «итальянщина» в русской музыке.
Для цитирования
Цыбулько О. А. Вокальное искусство Александра Антоновского: сценические образы в объективе прессы // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 4. С. 86–92.