Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Т. В. Франтова

Лики «Желтого звука» на рубеже ХХ–XXI столетий

Статья посвящена художественной и культурной значимости произведения «Желтый звук» В. Кандинского для современной эпохи. Концертно-театральная жизнь наших дней характеризуется видимым интересом многих деятелей искусства к названному творению Кандинского. На протяжении последних 50 лет «Желтый звук» был неоднократно поставлен в разных городах и странах, включая Ростов-на-Дону. Исследователем освещаются возможные причины тяготения зарубежных и российских мастеров к этому сочинению, рассматривается проблема соответствия новейших постановок художественно-концептуальному замыслу автора.

Выдающийся художник и теоретик искусства, один из основателей абстрактной живописи, Кандинский был увлечен идеей синтеза искусств. Он разрабатывал теоретические аспекты данного синтеза в своих трудах, последовательно декларируя принцип контрапунктического соотношения равноправных элементов – слова, звука и краски. Придавая символическое значение всем перечисленным элементам, Кандинский подчеркивал важнейшую роль музыки в синтезе искусств. Площадкой для реализации соответствующей идеи в художественной форме, по утверждению Кандинского, должна была стать театральная сцена. При этом в условиях последней предполагалось развертывание не традиционной драмы, а так называемой «сценической композиции» (определение Кандинского). Опытом практического воплощения последней явился «Желтый звук». Его сценарий (окончательный вариант) был опубликован в альманахе «Синий всадник» (1914). Последующие воздействия неблагоприятных факторов препятствовали постановке данной сценической композиции при жизни автора. В многочисленных современных воплощениях «Желтого звука», начиная с 1972 года, были реализованы весьма разнообразные творческие идеи, как соприкасающиеся с первоначальным замыслом Кандинского, так и заведомо удаляющиеся от источника.

Ключевые слова

«Желтый звук», В. Кандинский, сценическая композиция, синтез искусств, художественный контрапункт.

Для цитирования

Франтова Т. В. Лики «Желтого звука» на рубеже ХХ–XXI столетий // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 4. С. 93–97.

DOI

10.52469/20764766_2024_04_93