Е. Г. Окунева
«Рассказ служанки» Пола Рудерса: опера-антиутопия в контексте плюралистического музыкального театра
В центре внимания автора публикуемой статьи – опера современного датского композитора Пола Рудерса «Рассказ служанки» (1998). Литературной основой для соответствующего либретто послужил одноименный роман-антиутопия канадской писательницы Маргарет Этвуд. В статье представлена краткая характеристика творчества П. Рудерса как одного из ведущих представителей композиторской школы Дании последней четверти ХХ – начала XXI столетия, очерчен его вклад в развитие национального музыкального театра. При этом исследовательский интерес сконцентрирован на особенностях композиционной структуры и драматургии указанной оперы. Специфика художественного хронотопа романа, развертывающегося в различных временных плоскостях, а также монологического нарратива, характеризуемого двойственностью сознания героини, расколотого на прошлое и настоящее, обусловили частичную симметрию архитектонического устройства сочинения. Партия заглавной героини Фредовой разделена композитором между двумя певицами, на сценической площадке нередко в одновременности совмещаются различные события (как текущих дней, так и воспоминаний, связанных с предшествующей жизнью Фредовой).
Особое внимание в статье уделено интертекстуальному пространству сочинения. Отталкиваясь от литературного первоисточника, Рудерс вводит в оперу множество цитат и аллюзий. Некоторые из них располагаются в диссонирующем контексте, остальные – деформируются, благодаря чему заимствованный материал обретает новое смысловое прочтение. В музыкальном языке оперы синтезируются различные стилевые пласты – духовные гимны, джаз, экспрессионистский оперный стиль А. Берга.
Далее автор статьи осмысливает «Рассказ служанки» в контексте важнейших тенденций развития оперного театра на рубеже ХХ‒ХХI веков, оценивая оперу Рудерса как своеобразное продолжение творческих идей, декларируемых Б. А. Циммерманом в его концепции плюралистического музыкального театра.
Ключевые слова
опера ХХ века, плюралистический музыкальный театр, П. Рудерс, П. Бентли, «Рассказ служанки», антиутопия, интертекстуальность.
Для цитирования
Окунева Е. Г. «Рассказ служанки» Пола Рудерса: опера-антиутопия в контексте плюралистического музыкального театра // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 4. С. 98–110.