Г. Р. Тараева
Сценические воплощения оперы в свете исторических концептов
В статье представлена характеристика сценической жизни оперного жанра, освещаемой на различных отрезках исторического времени. При этом основными критериями являются распространенные воззрения, содержательные приоритеты и оценки, высказываемые публикой. В центре исследовательского внимания пребывают концептуальные интерпретации оперных спектаклей, выдвигаемые прославленными певцами и дирижерами, режиссерами и художниками-сценографами. Указанные толкования соотносятся с идеологическими установками, общественными устремлениями, ментальными стереотипами «потребителя» оперного спектакля той или иной культурной эпохи в истории Нового и Новейшего времени – европейского слушателя-зрителя. Эти установки и стереотипы обобщенно формулируются и позиционируются автором статьи как «исторические концепты». В частности, акцентируются приоритет постановочной роскоши и вокального искусства bel canto, присущий оперному искусству XVII века. Данный концепт в дальнейшем сменяется другим – культом композиторов, создателей оперных шедевров. Названная тенденция утверждается и господствует в музыкальном театре на протяжении XVIII и XIX столетий. Последняя четверть XIX века знаменует собой наступление эпохи оперных кумиров – выдающихся исполнителей (певцов и дирижеров), которая продолжалась вплоть до середины ХХ столетия. Очередной виток истории мировой оперы связан с господством режиссерских интерпретаций, наблюдаемым во второй половине XX и начале XXI века. Параллельно с этим наступает историческая фаза становления и последующего расцвета кинооперы. Особого рассмотрения заслуживает актуальная проблематика, связанная с функционированием оперного спектакля в современном медиапространстве (разнообразные формы трансляции, взаимодействие с Интернет-культурой, новейшие «оперы-квесты» и т. п.).
Ключевые слова
оперный спектакль, сценическая интерпретация оперы, музыкальное исполнительство, оперная режиссура, исторические концепты восприятия оперного жанра.
Для цитирования
Тараева Г. Р. Сценические воплощения оперы в свете исторических концептов // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 4. С. 111–119.