Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






С. А. Петренко

Инструментальные канцоны Фьоренцо Маскеры как дань почтения (l’omaggio)

В статье рассматриваются инструментальные канцоны Фьоренцо Маскеры как приношения, дань почтения, l’omaggio. Предпринята попытка выяснить, с чем или с кем связаны названия пьес в «Первой книге канцон». Для этого понадобилось перечислить основные события из жизни композитора, историю переизданий и рукописных копий главного сборника Фьоренцо Маскеры. Необходимыми оказались нарративный метод, сравнительно-исторический метод текстологии, культурологический и лингвистический подходы.

«Libro primo de canzoni» Фьоренцо Маскеры – первый пример сборника, полностью посвященного жанру инструментальной канцоны. Данная «книга» имела длинную и славную историю, издавалась многократно с 1582 по 1621 год, копировалась в рукописях. Многие канцоны «Первой книги…» имеют названия. В ранних переизданиях 1584 и 1588 годов их десять, в венецианской версии 1621 года почти все пьесы озаглавлены (отсутствовавшие названия добавлены издателем Гардано). Эти названия – посвящения представителям знатных брешианских фамилий. В книге канцон содержатся посвящения трех типов. «Классическое» посвящение всего сборника адресовано Антонио Марии Уджеро. «Второстепенные» посвящения в книге Маскеры обращены к Камилло Маджо и Паоло Аверольдо. «Скрытые» посвящения наиболее многочисленны и связаны с фамилиями того или иного патрона.

При рассмотрении третьего типа посвящений мы пришли к выводу, что несколько персон, которым адресованы канцоны-omaggio, были членами «Академии Тайных» (Academia degli Occulti). Относительно понятными стали названия четырех из канцон переиздания 1584 года. Еще два названия объяснимы благодаря книге «Похвалы прославленным брешианцам» Оттавио Росси. Однако найти точные сведения об остальных названиях книг 1584 и 1621 годов – задача дальнейших исследований.

Ключевые слова

Фьоренцо Маскера, «Первая книга канцон», инструментальная канцона, орган, приношение, посвящение, omaggio, Accademia degli Occulti, Брешия, Италия, барокко.

Для цитирования

Петренко С. А. Инструментальные канцоны Фьоренцо Маскеры как дань почтения (l’omaggio) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2025. № 1. С. 50–59.

DOI

10.52469/20764766_2025_01_50