Ж. В. Савицкая
Особенности «Исторического описания…» Вольфганга Каспара Принца
Данная статья посвящена аналитическому рассмотрению трактата немецкого теоретика и историка музыки Вольфганга Каспара Принца «Historische Beschreibung der edelen Sing- und Kling-Kunst» («Историческое описание благородного искусства вокальной и инструментальной музыки», 1690), который считается одним из первых значительных трудов по истории музыки на немецком языке. Рассматриваются особенности метода, стиля и концепции данного сочинения с учетом его важного места в становлении музыкальной историографии эпохи барокко.
Как отмечается в статье, В. К. Принц построил свою историю музыки на основе систематизации разрозненных фактов из различных источников, стремясь создать логичный и завершенный текст. Повествование выстроено в строгой хронологической последовательности, что позволяет связать отдельно стоящие элементы в единую цепь. Обилие исторических анекдотов из жизни музыкантов прошлого делает изложение доступным для широкого круга читателей.
Ключевой идеей трактата является представление о божественном происхождении музыки. В. К. Принц рассматривает ее как творение Бога, наделенное особыми целями и свойствами – от способности воздействовать на человеческую душу до возможности изгонять злых духов. Кроме того, автор трактата затрагивает и спор о превосходстве древней музыки над современной, стремясь продемонстрировать непрерывный прогресс музыкального искусства.
Несмотря на критику, высказываемую в адрес «Исторического описания…» в более поздние эпохи, данный труд В. К. Принца явился важной вехой в становлении музыкальной историографии и оказал значительное влияние на последующие работы в этой области.
Ключевые слова
историография, топосы, барочная эпоха, происхождение музыки, польза и злоупотребление, музыкальный прогресс.
Для цитирования
Савицкая Ж. В. Особенности «Исторического описания…» Вольфганга Каспара Принца // Южно-Российский музыкальный альманах. 2025. № 1. С. 60–67.