Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Н. Л. Сокольвяк

Струнный квартет на тему «В-la-f» как опыт коллективного творчества в русской музыке последней четверти XIX столетия

Струнный квартет на тему «B-la-f» – оригинальный образец жанра последней четверти XIX столетия, возникший в результате творческой коллаборации гениальных современников Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, А. П. Бородина и А. К. Глазунова. С одной стороны, это шуточное музыкальное приношение к юбилею М. П. Беляева – крупного отечественного мецената и просветителя. С другой, – пример воплощения в квартетном жанре глубинной идеи русского музыкального искусства, заключенной в претворении фольклорного начала и прочной опоре на классические традиции. Впервые Квартет на тему «B-la-f» рассматривается как целостный сонатный цикл, внутреннее единство которого определяется не только поводом создания и присутствием мотива-монограммы, но и характерной народно-жанровой атмосферой. Крайние части опуса, написанные Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, представляют собой картину массового народного праздника, где звучание квартета обретает, по сути, «оркестровую» масштабность. Подобная «оркестровая» трактовка камерного ансамбля, идущая от Л. Бетховена, стала во второй половине XIX века одной из знаковых черт национальной традиции квартетного жанра. Средние части цикла, Скерцо А. К. Лядова и Serenata alla spagnola А. П. Бородина, – инструментальные миниатюры, жанровая природа которых наиболее созвучна шутливому замыслу сочинения. Если Скерцо основывается на песенно-танцевальных интонациях русского фольклора, то Serenata alla spagnola – колоритный пример претворения в смычковом квартете испанской тематики, уходящий истоками к творчеству классика русской музыки М. И. Глинки. Особое внимание уделено инструментальным средствам выразительности и роли альта, тембр которого ассоциируется с образом М. П. Беляева, музицирующего на этом инструменте. В целом Струнный квартет на тему «B-la-f», несмотря на развлекательно-бытовую идею и коллективное авторство, представляет собой единый по своей национальной сущности цикл, продолжающий русскую классическую традицию жанра в последней четверти XIX столетия.

Ключевые слова

струнный квартет, М. П. Беляев, русская музыка, русские композиторы XIX века, фольклор, национальная традиция жанра.

Для цитирования

Сокольвяк Н. Л. Струнный квартет на тему «В-la-f» как опыт коллективного творчества в русской музыке последней четверти XIX столетия // Южно-Российский музыкальный альманах. 2025. № 1. С. 76–83.

DOI

10.52469/20764766_2025_01_76