Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






А. Г. Чупова

(Ре)конструкция времени в «Часах Бергсона» С. Шаррино

В статье подробно анализируется пьеса для флейты соло «L’orologio di Bergson» Сальваторе Шаррино. Предметом исследования становятся звуковой материал, композиционная техника и семиотические стратегии, репрезентирующие образ времени в этом сочинении.

Имя французского философа Анри Бергсона, фигурирующее в названии пьесы, отсылает к его определению времени. А. Бергсон различал математическое, связанное с пространственными представлениями, бесконечно делимое время и длительность (la durée) – конкретное время, присущее сознанию и обладающее континуальностью, целостностью, взаимопроникновением прошлого и настоящего. Оттолкнувшись от эксперимента Бергсона, проводимого им на лекциях с целью продемонстрировать кажущуюся объективность времени каждым воспринимающим сознанием, С. Шаррино предлагает художественную интерпретацию данного эксперимента, транспонируя его в область развертывания музыкального произведения.

Пользуясь разработанными композитором «фигурами» (или «перцептивными структурами»), прежде всего «формой окна», автор статьи исследует две основные стратегии конструирования времени в «Часах Бергсона». Одна из них позволяет продемонстрировать субъективность восприятия времени «математического», делимого на отрезки «до» и «после». Ее реализация связана с минимальными (для слуха) отклонениями от строгой периодичности, образуемой пульсацией мультифонического кластера – главного звукового объекта пьесы. Другая стратегия репрезентирует одновременное течение времени в двух противоположных направлениях: один линейный вектор задается все той же пульсацией мультифонического кластера, другой – звуковыми событиями между его появлениями. В результате С. Шаррино удается создать музыкальную реконструкцию бергсоновского образа длительности в виде одновременного разматывания и наматывания нитки в клубок.

Ключевые слова

С. Шаррино, «L’orologio di Bergson», А. Бергсон, время la durée, музыкальные фигуры, la forma a finestre, флейта.

Для цитирования

Чупова А. Г. (Ре)конструкция времени в «Часах Бергсона» С. Шаррино // Южно-Российский музыкальный альманах. 2025. № 1. С. 94–106.

DOI

10.52469/20764766_2025_01_94