Е. В. Лобан
Актуализация фольклора в ритуальной байке «Кутья» Ларисы Симакович для сопрано и камерного оркестра
В статье рассматриваются оригинальные способы претворения и актуализации фольклорных элементов в ритуальной байке «Кутья» Ларисы Симакович. Освещена роль фольклора в белорусской художественной культуре, выявлены особенности его актуализации в национальном музыкально-театральном и хореографическом искусстве 1990–2000-х годов. Именно в этот период был создан фолк-театр «Гостьица», руководителем которого стала Л. Симакович, осуществившая ряд значимых проектов. В указанных спектаклях, синтезирующих новые пластические системы с элементами белорусского фольклора, Л. Симакович выступает универсальным художником, совмещая функции режиссера, хореографа и композитора. Основной темой, привлекающей внимание создателя «Кутьи», является национальное восприятие действительности и проблем настоящего. Обозначенная тема находит воплощение в жанрах, связанных с музыкальным театром, и подразумевает использование целого комплекса приемов и средств работы с фольклорным материалом. В процессе рассмотрения ритуальной байки «Кутья» установлено, что Л. Симакович активно использует предметы и символику, связанные с подлинным фольклорным обрядом, в качестве перформативной составляющей. Драматургия, словесный и музыкальный ряды сочинения также основываются на фольклорных источниках, художественно интерпретируемых для воплощения оригинальной концепции – запечатлеваемого единения личности и Вселенной, мира земного и потустороннего. Композиционное своеобразие спектакля обусловлено чередованием красочных оркестровых эпизодов; при этом роль связующего элемента отведена театрализованной партии солистки. Последняя реализует вышеназванный аспект «ритуальности» благодаря вариантным повторениям заимствуемого материала. Автором статьи сделан вывод о значительной роли фольклора в творчестве Л. Симакович как главного источника сюжетов, художественной символики, воплощаемых образов, а также музыкально-хореографических средств, при помощи которых транслируются концептуальные замыслы, связанные с актуальными идеями и проблемами современности.
Ключевые слова
музыкальный театр Беларуси, национальный фольклор, фольклоризм рубежа XX–XXI веков, танец фолк-модерн, Л. Симакович, фолк-театр «Гостьица».
Для цитирования
Лобан Е. В. Актуализация фольклора в ритуальной байке «Кутья» Ларисы Симакович для сопрано и камерного оркестра // Южно-Российский музыкальный альманах. 2025. № 1. С. 131–140.