Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Л. Н. Ядловская

Басни И. А. Крылова в «эксцентрическом» ракурсе: опера «Дедушка смеется» А. В. Чайковского (к проблеме жанровой специфики)

Статья посвящена одному из ярких и самобытных образцов музыкальной «крыловианы» ХХ века – опере «Дедушка смеется» (1972), созданной российским композитором А. В. Чайковским. Эта опера с успехом ставилась на сцене Московского Камерного музыкального театра (1976–1977, режиссер – Б. А. Покровский). Автор статьи отмечает, что данное сочинение вплоть до настоящего времени является единственным музыкально-театральным проектом, опирающимся на басенное творчество И. А. Крылова и адресованным взрослой аудитории. Кроме того, композиторское либретто «Дедушки…» содержит целый ряд социально-критических аллюзий, отсылающих к позднесоветской эпохе. Исходя из вышесказанного, следует признать целесообразным рассмотрение жанровой специфики оперы, которая была названа самим А. В. Чайковским «эксцентрической», выдержанной в духе «сюрреалистичности» и т. п. Исследователем обозначаются важнейшие аспекты эксцентрики, характерные для театрального и музыкального искусства, обретающие многогранное воплощение в опере «Дедушка смеется» (композиционное, сюжетно-сценическое, музыкально-стилистическое и др.). Общая «эксцентрическая» направленность исходного концептуального замысла оперы противопоставляется традиционным факторам, присущим басенному литературному жанру, – «аллегоризму» и «морализированию». В связи с гипотетическими параллелями, которые проводятся между названной оперой и «эпическим театром» Б. Брехта, автором статьи обозначается «альтернативная» преемственная связь, которая мотивируется общей увлеченностью А. В. Чайковского на протяжении 1970-х годов ранними музыкально-театральными сочинениями И. Ф. Стравинского. Обосновывается необходимость «актуальной» сценической постановки оперы «Дедушка смеется» в наши дни с целью более последовательной реализации изначально сформировавшихся творческих составляющих данного проекта.

Ключевые слова

литературное наследие И. А. Крылова, басни, музыкально-театральная «крыловиана», А. В. Чайковский, опера «Дедушка смеется», постановка Б. А. Покровского, эксцентрика в театральном и музыкальном искусстве.

Для цитирования

Ядловская Л. Н. Басни И. А. Крылова в «эксцентрическом» ракурсе: опера «Дедушка смеется» А. В. Чайковского (к проблеме жанровой специфики) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2025. № 1. С. 153–159.

DOI

10.52469/20764766_2025_01_153