А. Крылова
Фольклорные формы рекламы в отечественном музыкальном искусстве XVIII–XX веков
Статья посвящена малоизученному феномену – воссозданию сцен уличной торговли в композиторском творчестве различных эпох. Автором отмечается социокультурная значимость подобных «звуковых картин» как существенного элемента повседневной городской жизни на протяжении многих столетий, характеризуется художественно-эстетический потенциал торговых выкриков, воплощаемых русскими композиторами классической эпохи и века Романтизма. В центре внимания исследователя – эпизоды уличной торговли, присутствующие в операх В. Пашкевича «Санкт-петербургский гостиный двор» и А. Булландта («Сбитенщик»), М. Виельгорского («Цыгане») и А. Серова («Вражья сила»), Н. Римского-Корсакова («Млада», «Садко») и М. Мусоргского («Сорочинская ярмарка»). Дальнейшее развитие «торговой темы» в творчестве отечественных композиторов ХХ века рассматривается на примере сочинений И. Стравинского (балет «Петрушка») и А. Хачатуряна (Первый фортепианный концерт).
Ключевые слова
уличная торговля, ранние формы рекламы, торговые выкрики, оперный театр России конца XVIII–XIX столетий.