А. Овчар
Творческие основы школы исполнительства на гобое Михаила Иванова
В статье освещается творческая деятельность выдающегося музыканта-исполнителя и педагога М. А. Иванова – выпускника класса гобоя музыкального училища при Харьковском отделении ИРМО (1900), солиста оперно-театральных и симфонических оркестров Петербурга, Москвы, Харькова, Тифлиса, Одессы, с 1939 года – педагога Московской консерватории. Автором рассматриваются методические и педагогические основы созданной М. Ивановым школы исполнительства на гобое, которые заключаются в обосновании основных позиций: постановки амбушюра (по М. Иванову, «лёгкой постановки»); техники исполнительского дыхания, способствующей преодолению проблем звукообразования и звуковедения при игре на гобое; работы над гаммами и этюдами как основы профессионального исполнительства; достижения «художественности и концертности» технического репертуара; работы над музыкальным произведением (внимание к малейшим деталям исполнения, тщательный отбор исполнительских средств выразительности, активизация навыков исполнительского редактирования). Систематическое использование этих принципов позволяет считать школу М. Иванова основополагающей для воспитания современных музыкантов – исполнителей на гобое.
Ключевые слова
М. Иванов, гобой, школа исполнительства, постановка амбушюра, техника дыхания, педагогические принципы.