В. Юрчук
Певец и концертмейстер – слагаемые успеха (на примере вокального творчества П. Чайковского)
Статья посвящена рассмотрению задач, связанных с исполнительским искусством певца и концертмейстера. Автор отмечает, что выдающиеся отечественные композиторы XIX века, такие как П. Чайковский, М. Мусоргский, С. Рахманинов, неоднократно выступали в ансамбле с известными певцами того времени. Упоминается о зарождении концертмейстерского класса как самостоятельной учебной дисциплины в Ростовском музыкальном техникуме (1932 год) благодаря настойчивости директора техникума Г. Домбаева. Далее рассматривается камерно-вокальное наследие Чайковского – гениальный пример синтеза поэтического слова, окрашенного музыкальной интонацией, носителя сюжетной линии, и фортепианного сопровождения, воплощающего психологический подтекст сочинения. Особое внимание уделено стилистическим особенностям характеризуемых романсов, а также влиянию на указанный жанр оперного и симфонического творчества Чайковского. Вопросы образного содержания, композиционной структуры, звукового баланса постоянно присутствуют в поле зрения автора, вследствие чего формируется представление о нерасторжимой слитности вокального и инструментального начал в процессе создания целостного художественного произведения.
Ключевые слова
П. Чайковский, жанр романса, камерно-вокальное исполнительство, концертмейстер, ансамбль.