Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






А. Денисов

О соотношении «цитата–контекст» в музыкальном произведении

В работе рассматриваются особенности формирования семантики музыкальных цитат и их функционирования в зависимости от определённого контекста использования той или иной цитаты. Исследователь отмечает, что взаимоотношения цитаты и контекста имеют двусторонний характер и реализуются в следующих вариантах: нейтральном (семантика цитаты и семантика контекста не оказывают активного воздействия друг на друга); динамическом (семантика цитаты и семантика контекста сталкиваются между собой, претерпевая взаимную трансформацию); доминирующем (семантика цитаты или контекста оказывает преобладающее, трансформирующее воздействие). По мнению автора, вид соответствующего взаимодействия зависит от способов введения цитаты, неизменности/трансформированности материала её первоисточника, а также масштаба и характера внетекстовых связей материала – и контекста, и самой цитаты. Внетекстовые связи первоисточника цитаты и её контекста варьируются в различные периоды развития культуры. Они зависят и от уровня компетентности конкретного слушателя, его тезауруса, определяющего объёмность в восприятии внетекстовых связей цитаты. В целом, анализ семантики цитаты требует комплексного исследования, учитывающего как общие механизмы её функционирования, так и обстоятельства, специфические для конкретной ситуации её использования. Исследователем охарактеризованы важнейшие особенности, присущие художественной функции музыкальной цитаты.

Ключевые слова

музыкальный текст, цитата, контекст, семантика, художественная функция.