Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






М. Гринёва

Мелодическое начало в условиях звукового материала нового типа в вокальных сочинениях Э. Денисова

В статье рассматриваются особенности мелодики в вокальном творчестве лидера отечественного авангарда второй половины ХХ века Эдисона Денисова. Цель статьи – выявить особенности вокального начала в условиях звукового материала нового типа в вокальных сочинениях Э. Денисова. В центре внимания вокальные сочинения раннего и среднего творческих периодов, которые анализируются на предмет проявления в них традиционных и новаторских черт. В сочинениях раннего периода отмечается опора композитора на традиционные классико-романтические средства вокальной музыки. Важной частью вокальных мелодий Денисова этого периода является имитация человеческой речи, выраженная через речевую декламацию. В сочинениях среднего периода показан комплекс линеарно-мелодических, метро-ритмических, синтаксических средств, характерных для серийных сочинений Денисова. Предложены три разных типа организации мелодического рельефа, обусловленных разным соотношением диссонантной хроматической системы, серийности и мелосной кантиленности (кантиленности и диссонантности). Также, по ряду признаков, автором в некоторых случаях отмечается «инструментальная природа» вокальной мелодики. Вводится в научный обиход новое понятие «диссонантной кантилены». В заключение статьи делается вывод о некоторых отличительных качествах мелодий Денисова, которые проявились в органичном сочетании элементов кантиленного типа, речевых оборотов и признаков инструментальной мелодики.

Ключевые слова

Э. Денисов, вокальное творчество, мелодия, кантилена ХХ века, диссонантная кантилена, серийность, серийная техника.