Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






А. Алябьева

Tембровые аспекты традиционной инструментальной индонезийской музыки

В статье рассматривается роль тембра (темброформы) в индонезийской инструментальной музыке на примере одного из показательных феноменов традиционной индонезийской культуры – трансового действа Рейог Понорого. Исследователь отмечает необходимость использования адекватных методологических подходов при изучении музыкальных артефактов, принадлежащих культурам мифологического типа. В этой связи представлен социо-культурный контекст трансового действа, показана его роль в традиционной индонезийской культуре. Акцентируется внимание на религиозно-философской идее, которая лежит в основе близнечных мифов (близнецах брате и сестре), характерных для Юго-Восточной Азии. Отмечается особенность близнечной мифологии: совмещение мифологических противоположностей в одном мифологическом образе. Автор полагает, что именно тембровый аспект трансового действа способствует выявлению особых закономерностей структурирования ритуального времени пространства на уровне темброформы (тембро-цветовые, тембро-ритмические и тембро-интонационные соотношения) в условиях гетерофонии. Даётся литературная основа трансового действа. Описываются инструменты оркестра гамелан. Результаты анализа темброформы, ритма, ладоинтонационности уникального действа Рейог Понорого подтверждают идею автора о специфической взаимосвязи всех элементов представления, включая его структуру, цветовую символику. Отмеченная взаимосвязь цвета и темброформы определяет глубинную основу трансового действа – близнечный миф. Тембро-форма в условиях гетерофонии взаимодействует с элементами трансового. Делается вывод о проявленности единства и многообразия космоса (индонезийская двух-трёхчленная мифо-поэтическая картина мира), в трансовом действе Рейог Понорого, поскольку двоичность связана с близнечным мифом, тогда как троичность наблюдается на уровне семантики системы настройки гамелана, участвующего в трансовом действе.

Ключевые слова

тембр, темброформа, гетерофония, методология музыкознания, трансовое действо, цветовая символика, близнечный миф.