М. Романец
«Автопортрет» Р. Щедрина в контексте смежных видов искусства
В статье рассматривается музыкальный автопортрет как особая художественная форма самоидентификации в творческой практике ХХ века, с одной стороны, типологически родственная более широкому явлению – портрету, с другой стороны, обладающая специфическими отличиями. Среди признаков, определяющих сущность музыкального автопортрета, отмечается применение приёма автоцитирования как средства отображения различных сторон собственной личности в результате осмысления основных этапов творческого пути через отбор и концентрацию наиболее характерных, с точки зрения самого автора, элементов его индивидуального стиля. В статье обобщена информация по живописным автопортретам, представлены их различные виды по совокупности характерных параметров (творческой установки автора, явности автопортрета, способа подачи «главного предмета»). Рассмотрены также особенности функционирования жанра в смежных видах искусства (кино, фотографии и литературе). Использованы функциональный, историко-типологический, сравнительный, стилевой методы анализа, задействован широкий культурологический подход. В качестве показательного примера музыкального автопортрета рассматривается «Автопортрет» Р. Щедрина, который проанализирован с позиции запечатления композитором самого себя музыкальными средствами. Композитор воссоздает свой облик, задействуя богатый арсенал композиторских средств: наиболее показательные стилистические приемы, авторские знаки (тему-монограмму) и, наконец, цитаты из собственных ранее написанных произведений.
Ключевые слова
автопортрет, самоидентификация, автоцитата, творчество Р. Щедрина.