Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Л. Атлас

В тени Шостаковича: об истории создания и исполнения квартета № 1 В. Ходоша

В статье осуществляется компаративный анализ Струнного квартета № 1 Д. Д. Шостаковича и Струнного квартета № 1 В. С. Ходоша с целью подтверждения гипотезы об уникальной близости процессов творческих исканий двух отечественных композиторов XX века. Приводится краткий обзор исторических событий, давших импульс созданию обоих квартетов. Статья содержит цитаты из личных интервью автора с Ходошем, которые позволяют провести определенные параллели между творческими исканиями мастеров. Характерные черты стиля Шостаковича, такие как ладотональная неопределенность, трансформация мотивных элементов и интонации еврейской музыки анализируются в параллели с аналогичными характеристиками струнного квартета Ходоша. Музыковедческий анализ обоих квартетов совмещается с исполнительским, а образно-смысловая интерпретация музыки – с описанием приемов игры. Проводимые автором аналогии между двумя сочинениями призваны обратить внимание исполнителей на общность композиторских приемов в воплощении лирических и драматических образов обоих произведений. В рассуждениях о специфике исполнения камерной музыки автор приходит к выводу, что разница в возрасте, опыте и исполнительских подходах участников квартета не является препятствием для создания ансамбля тонко чувствующих друг друга музыкантов.

Ключевые слова

струнный квартет, Д. Д. Шостакович, В. С. Ходош, камерная музыка, исполнительский анализ.