О. Сергеева
Авторские указания темпа в Первой симфонии («Sinfonia Larga») Е. Станковича в аспекте претворения эпического
Данная статья посвящена авторским указаниям темпа в Первой симфонии Е. Станковича («Sinfonia Larga»), рассматриваемым с позиции претворения эпического в музыке. Исследователем освещена спектральная панорама метрономических предписаний композитора (в основном позиционирующих весьма медленные темпы), определяющая специфику скоростного пространства сочинения. Среди этих предписаний значительная часть соответствует темпу Grave, который, совместно с другими текстовыми компонентами, демонстрирует эпическую замедленность, неспешность и тяжеловесность развёртывания музыкального повествования. В числе упомянутых текстовых компонентов выделены и проанализированы такие «косвенные указания» на модификацию темпового движения в сторону замедления, как cantabile и espressivo, piano и diminuendo, poco ritenuto и poco a poco ritardando. Весьма существенными представляются и репрезентанты художественной изобразительности эпического, органично функционирующие в условиях темповой замедленности сочинения: объективность, отстранённое созерцание, пейзажно-природное начало, онейротоп. Наряду с этим, сравнение хронометража звучания отдельных исполнительских версий симфонии позволяет говорить о наличии тенденции к скоростному замедлению, а также о влиянии продолжительности исполнения произведения на художественную организацию эпической «растянутости на долгое время».
Ключевые слова
«Sinfonia Larga», эпическое в музыке, темповые указания, Grave, художественная изобразительность эпического.