И. Шабунова
Современный Ольденбургский театр как центр зрелищных искусств
В статье объектом изучения является один из современных театров Германии, предметом – его структура. Цель обзора состоит в стремлении осветить многогранную деятельность этого успешного культурного центра. Методологией сравнительного анализа, применяемой в синхроническом и диахроническом направлениях, обусловлено введение понятий двух моделей театра ‒ «монопрофильной» с доминированием одного вида искусства и «полипрофильной», фиксирующей объединение разных художественных практик. Именно второй модели соответствует интересующий нас феномен. При рассмотрении вопросов репертуарной стратегии, с одной стороны, и функционирования в социуме, с другой, учитываются традиции становления музыкального и драматического театра в Германии. Уточняется также в исторической ретроспективе специфика взаимодействия двух тенденций: профилизации театральной деятельности и сохранении акцента на согласии искусств в ее структуре. Современное состояние Ольденбургского театра свидетельствует о том, что уделяется внимание разным подходам, обеспечивающим его эффективность: обновляется репертуар при гармоничном соотношении классического наследия и современного творчества; расширяется диапазон средств для привлечения публики (СМИ, сайт, абонементы, гастроли, лекции, выставки); пристальный взгляд в прошлое (формирование онлайн коллекции исторических документов, труды учёных) и прогнозирование будущего (подготовка молодых артистов в оперной студии, совершенствование театральной педагогики в юношеской среде). Предпринимаемые усилия обеспечивают как стабильное существование театра, так и перспективное его развитие.
Ключевые слова
монопрофильная и полипрофильная модели театра, структура театральной деятельности, культурно-исторический контекст.