Д. Муединов
Нетрадиционные способы звукообразования на трубе и их использование в художественном репертуаре
Статья посвящена нетрадиционной технике звукообразования на трубе и её применению в современном репертуаре для инструмента. Цель исследования заключалась в анализе технологии исполнения нетрадиционных приёмов звукоизвлечения на трубе в произведениях композиторов ХХ–ХХI вв. Материалом исследования стали сочинения Ф. Тичели, М. Пауэлла, Р. Морила, П. Хембри, К. Х. Грубера и Р. Эриксона, в которых используются различные способы нетрадиционной техники игры. В статье анализируются примеры использования аккордовой игры (multiphonics) в сольном репертуаре для трубы. Раскрываются особенности техники исполнения двухголосия с одновременной игрой на инструменте и пением. Отдельно рассматривается инструментально-вокальный способ извлечения трезвучных аккордов в композиции «Открытое горло» К. Х. Грубера, требующий от исполнителя более высокого уровня владения мультифонной техникой. На примере сочинения П. Хембри «Катастрофа голубого неба» показаны приемы извлечения базинговой трели и двойного базинга – одной из разновидностей аккордовой игры. Анализируется акустическая структура звукошумовых эффектов в композиции Р. Эриксона «Криль», демонстрирующей более широкую гамму комбинированных приёмов звукообразования на трубе. Освещаются технологические и художественные особенности исполнения нетрадиционных способов игры Д. Шварцем, Х. Харденбергером и другими трубачами.
Ключевые слова
труба, нетрадиционные приемы игры, мультифонная техника, звукоизвлечение, базинг.