И. Смагина
Симфонический оркестр в Царицыне – Сталинграде
Настоящая статья освещает вопрос о становлении и основных этапах развития оркестровых традиций в Царицыне – Сталинграде (1910–1961). Автором представлено несколько попыток создания стационарного симфонического оркестра в Царицыне (1910, 1918); Сталинграде (1935–1940, 1947). Их рассмотрение дано в сравнении с общим ходом формирования российских оркестров (на отдельных примерах из истории музыкальной культуры Тамбова, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону), а также с учетом особенностей историко-культурного пути Царицына – Сталинграда. Характеризуя проблемы и трудности, препятствующие появлению стационарного симфонического оркестра в уездном Царицыне и краевой столице Сталинграде, автор выделяет роль личностей, так или иначе связанных с его творческой деятельностью: в частности, просвещённого любителя музыки А. В. Лапшина и А. Э. Маргуляна (царицынский период), И. М. Варейкиса, Л. М. Гинзбурга, К. Адлера, Г. Я. Юдина, Б. И. Бермана (сталинградский период).
Ключевые слова
симфонический оркестр Царицына – Сталинграда, А. Лапшин, А. Маргулян, Л. Гинзбург, К. Мазур, Г. Юдин, Б. Берман.