Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Зарицкий В.

Программированное обучение искусству игры на духовых инструментах

Автором статьи освещается формирование важнейших принципов программированного обучения в историческом процессе развития исполнительства на духовых инструментах. Отмечено, что духовые принадлежат к числу наиболее древних инструментов (уступая в данном аспекте лишь ударным) и что первые попытки музицирования с их участием позднее сменились многообразным использованием таковых в культовых церемониях. Помимо этого, названные инструменты активно применялись в военном деле, подтверждением чему является арабская боевая труба бук.

В историческом обзоре характеризуется роль педагога в Древней Греции, отчасти корреспондирующая с новейшими дефинициями «музыкальной педагогики». Очерчиваются теоретический и практический аспекты педагогической деятельности, акцентируется влияние научной мысли на развитие музыкальной педагогики. Раскрывается концептуальная сущность программированного обучения и отмечается его зависимость от расширения и углубления процесса научного познания. Техника освоения перманентного выдоха выступает в качестве примера стадиальной дифференциации указанного приема, осуществляемой с целью последовательного им овладения. Освещается программирование обучения в период существования цеховых организаций музыкантов. Констатируется влияние Парижской консерватории как образовательного института, определяющего формирование прогрессивной методики обучения игре на духовых инструментах, что убедительно подтверждается актуальностью «Школы» Ж.-Б. Арбана.

Далее оценивается воздействие научного познания на программированное обучение ХХ века, прежде всего способствующее появлению новых учебных дисциплин в образовательных программах нашего времени. Вместе с тем, отмечается излишняя формализация новейших программ-комплексов, предусматривающих рост заведомо бесполезного педагогического бумаготворчества.

Характеристика первых шагов обучаемого в овладении ремесленными основами игры на духовом инструменте служит примером эффективного программирования важнейших профессиональных навыков, образующих основу перспективного формирования культуры звука. В сфере музыкальной драматургии выявляется роль теоретических знаний, связанных с процессом целенаправленного движения к кульминации, для выстраивания исполнительской формы произведения. Подобные примеры позволяют наглядно провести грань между ремеслом и подлинным искусством современного музыканта-практика.

Ключевые слова

программированное обучение, музыкальная педагогика, искусство игры на духовых инструментах, образовательные программы.

Для цитирования

Зарицкий В. Д. Программированное обучение искусству игры на духовых инструментах // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 1. С. 79–85.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-11010