Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Кудашова В.

Выразительные особенности тембро-фактурных форм в сонорных композициях с участием скрипки

Сонорные сочинения для скрипки русских и зарубежных композиторов второй половины ХХ – начала XXI столетий отличает многообразие тембро-фактурных форм. Организация звукового материала в современных произведениях во многом зависит от композиционных техник письма, которые оказывают воздействие как на обновление качеств самого звука инструмента, так и на звукообраз скрипки в целом. Расширение тембро-акустических и колористических возможностей инструмента обусловливают новые фактурные формы изложения музыкального материала. В связи с этим на основе существующей теоретической систематики тембро-фактурных форм в статье исследуются сонорные музыкальные композиции с участием скрипки. Индивидуальные акустические и технические возможности инструмента определяют особенно яркое проявление тембро-сонорных эффектов. Их художественная специфика в значительной степени связана с исполнительскими приемами (способами звукоизвлечения и звуковедения), которые расширяют тембровые возможности скрипки. Современные авторы в скрипичных сочинениях применяют как специфические, так и неспецифические исполнительские приёмы: глиссандо (от одного до нескольких звуков, глиссандо к кластеру), тремоло, игра на подставке и за подставкой, удары по деке, pizzicato по струне сильным щелчком о гриф и др. Такие приёмы позволяют получить новые обертоновые, шумовые призвуки, которые значительно обогащают тембровую палитру звучания скрипки. Рассмотренные образцы скрипичных сочинений демонстрируют влияние тембро-фактурных форм на выражение тончайших нюансов и деталей содержания. Они, по сути, формируют представление о скрипичном звуке как о самодостаточном феномене, выполняющем в сочинениях важнейшую смысловую роль.

Ключевые слова

сонорика, скрипка, тембро-фактурная форма, музыкальная ткань, колористические эффекты.

Для цитирования

Кудашова В. А. Выразительные особенности тембро-фактурных форм в сонорных композициях с участием скрипки // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 1. С. 96–102.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-11013