Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Муединов Д.

Нетрадиционные приемы игры на духовых инструментах в отечественной специальной литературе (статья 1)

Публикуемая статья посвящена инновационным процессам в исполнительстве на духовых инструментах второй половины ХХ столетия, представленным сквозь призму исследовательских наблюдений и оценок отечественных музыковедов, композиторов, музыкантов-практиков. Автором статьи отмечается, что проблема целенаправленного изучения и систематизации нетрадиционных приемов игры в указанной сфере исполнительства была осознана и с достаточной ясностью сформулирована специалистами к началу 1980-х годов. При этом обнаруживалось стремление к дифференцированному восприятию и многогранному постижению отмеченных приемов: с одной стороны, в аспекте драматургического и композиционного предназначения последних (Д. Н. Смирнов), с другой – исходя из перспективы расширения применяемого арсенала исполнительских средств выразительности (Б. Диков). Первая из вышеуказанных тенденций («композиторско-музыковедческая») характеризовалась преимущественным рассмотрением образно-смыслового «диапазона» каждого из нетрадиционных приемов, их «персонализованного» использования в современном художественном (прежде всего, концертном) репертуаре. Отсюда проистекали разнообразные отсылки к сочинениям зарубежных и отечественных композиторов, датируемым 1950-ми – началом 1980-х годов и репрезентирующим индивидуальные «толкования» упомянутых приемов. Вторая тенденция («методико-исполнительская») в большей мере тяготела к описанию технологических особенностей того или иного нетрадиционного приема, его вариантов, соответствующей систематики и т. п. Дальнейшее изучение этих приемов в отечественной специальной литературе, по мнению автора статьи, обусловливалось приоритетным влиянием одной из рассматриваемых тенденций. Обозначенный вывод наглядно подтверждается исследовательскими публикациями 2000–2010-х годов, обращенными к проблемам современного исполнительства на флейте (В. Давыдова, И. Вискова, И. Мутузкин, О. Танцов).

Ключевые слова

исполнительство на духовых инструментах, творческие инновации, нетрадиционные приемы игры, музыка для флейты 1950–2000-х годов.

Для цитирования

Муединов Д. М. Нетрадиционные приемы игры на духовых инструментах в отечественной специальной литературе (статья 1) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 1. С. 103–108.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-11014