Виноградов М.
Основы теоретической деятельности выдающегося оперного режиссера-постановщика ХХ столетия профессора Вальтера Фельзенштейна
В настоящей статье рассматриваются теоретические основы оперной деятельности выдающегося немецкого режиссера второй половины ХХ века профессора Вальтера Фельзенштейна. Особенностью его постановок явилось стремление максимально приблизиться к пониманию замысла композитора, обеспечить «подлинное прочтение» партитуры музыкального произведения. Начиная с первых постановок Фельзенштейна, критики отмечали высокий профессионализм режиссера. Театр «Комише опер» неоднократно был с гастролями в Советском Союзе и отечественная публика с восторгом принимала их спектакли. В 1969 году Фельзенштейн принял приглашение Советского правительства поставить оперу Ж. Бизе «Кармен» в музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Н. И. Немировича-Данченко. Репетиционный процесс затянулся на год и благодаря этому, многие советские артисты и режиссеры смогли познакомиться с постановочными методами В. Фельзенштейна. Немецкий режиссер не оставил после себя целостного теоретического труда, обобщающего его взгляды на особенности постановочного процесса в музыкальном театре. Но в многочисленных мастер-классах, статьях, интервью он излагал свое видение основных проблем режиссуры, а также объяснял принципы работы над музыкальным произведением. В данной статье сделана попытка осмысления теоретических основ режиссерской деятельности В. Фельзенштейна и дано обоснование деления творчества режиссера на два периода. Автор производит сравнительный анализ творческого подхода к музыкальной режиссуре В. Фельзенштейна и А. Я. Таирова, постановки которого произвели на немецкого режиссера огромное впечатление. Впервые производится анализ ранее не издававшегося на русском языке проекта оперной студии, подготовленного В. Фельзенштейном в 1937 году, в период исключения его из имперской палаты театральных деятелей Германии. Этот проект является единственным документом, в котором выдающийся немецкий режиссер системно излагает свои взгляды на подготовку артистов и работников музыкального театра.
Ключевые слова
Фельзенштейн, Таиров, режиссер-постановщик, опера, оперная студия, вокальное искусство, оперный артист, теоретик.
Для цитирования
Виноградов М. Ю. Основы теоретической деятельности выдающегося оперного режиссера-постановщика ХХ столетия профессора Вальтера Фельзенштейна // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 2. С. 142–149.