Коноплёва Е.
Музыкальная публика интернет-пространств: феномен толпы под магией воздействия звуков
Статья посвящена проблеме влияния масскультурного пространства на человека. В ней рассматривается манипулятивная сущность современной массовой музыкальной среды, ориентированной не на выполнение своей исконной релаксационной функции, а на управление сознанием. Следствием суггестивного влияния музыкального ширпотреба на слушателя, становится превращение публики в толпу, объединенную единой «одномерной» эмоцией. Для понимания различий между публикой и толпой проводится краткий экскурс в историю эволюции отечественной публики прошлого столетия.
С приходом эры Интернета существенно трансформировалась природа публики: потребность ее привлечения на концертные площадки, аккумулирующие людей в одном месте и в одно и то же время вокруг музыкального события, стала лишь частным явлением. Современная массовая культура создала «публику нового типа».
В качестве наиболее уязвимой, подверженной наибольшему воздействию категории слушателей, выделяется подростковая среда. На основе проведенного среди школьников 14–16 лет социологического исследования автор констатирует, что наибольшая потребительская тинейджерская активность, связанная с прослушиванием музыкальной продукции, фиксируется в сети Интернет. В связи с этим затронут вопрос о «рассредоточенной домашней публике», которую, по мнению автора, составляют современные подростки. В статье осуществлен анализ процесса коммуникации «публики нового типа» и исполнителя. Приводятся наиболее популярные технологии манипулирования пользователем для привлечения его в ряды поклонников. На основе анализа этого процесса делается вывод о реальной опасности «стирания» индивидуальных черт личности посредством погружения в некачественный аудиальный интернет-контент, а одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации предлагается преображение подросткового интереса в рамках патриотического воспитания молодого поколения.
Ключевые слова
сеть Интернет, манипулирование сознанием, подростки, рассредоточенная толпа, публика, массмедиа.
Для цитирования
Коноплева Е. А. Музыкальная публика Интернет-пространств: феномен толпы под магией воздействия звуков // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 2. С. 34–41.