Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Гринченко И.

Духовная музыка в творчестве современных композиторов (на примере Реквиема Т. Шатковской-Айзенберг)

Статья посвящена проблеме сохранения духовного контекста музыкальных произведений, связанных с ритуалом богослужения в современной культуре. Автор акцентирует внимание на том, что ренессанс идеалов и ценностей религии в XXI столетии связан с изменениями концепции человека, ищущего свои духовные устои в ее учениях и практиках, подчеркивает мысль, что формирование целостной гармоничной личности невозможно без религиозно-нравственных ценностей. В работе прослеживается жизнеспособность духовного пласта в русском искусстве, которая определялась многовековым интересом к проблемам человеческой души, к христианской линии в русском национальном характере, к пониманию роли индивида в современном мире. В статье выделяются основные поворотные моменты существования православных музыкально-художественных традиций, связанных с идейно-политической жизнью общества в XX веке. Живая непрерывная связь времен отражена и в преломлении церковных идеалов и ценностей в современной музыке. Среди широкого контента явлений в этой области автор выделяет свободную композицию, претворяющую «знаки» духовных текстов в жанрово-концертных формах. Критериями, разграничивающими все разнообразие творческих подходов, является языковая стилистика и жанровая интерпретация, связанная с толкованием текста. В этой связи автор касается вопроса осмысления религиозных тем, сюжетов и образов в музыкальном творчестве Т. Г. Шатковской-Айзенберг, в частности, в ее произведении «Реквием», представляющем синтез церковного и авторского «слова» композитора. Особое внимание уделено текстовому источнику, позволяющему сохранить глубинный уровень художественного содержания, анализу вокально-инструментальной композиции, и принципам конструирования формы. Как стилевые особенности языка выделены неомодальные структуры, сложные тоники, диссонантные тональности, сонористика. В результате делается вывод, что в свете новой концепции мира в XX веке, в которой Человек и Вселенная взаимоопределяемы и взаимообусловлены и, как следствие, антропологические идеи получают новое звучание в искусстве, русская духовная музыка обнаруживает устойчивое эволюционное движение, характеризуемое широким спектром художественно-выразительных средств, прочтений богослужебных текстов, разнообразием стилевых решений.

Ключевые слова

религиозно-нравственные ценности, духовная музыка, светско-сакральный жанр, первичная модель, реквием, текстовый источник, сонористика, формент.

Для цитирования

Гринченко И. В. Духовная музыка в творчестве современных композиторов (на примере Реквиема Т. Шатковской-Айзенберг) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 2. С. 64–70.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-12008