Алябьева А., Дин Яо
Китайская опера провинции Хэнань: проблемы анализа
Статья посвящена проблемам акустического анализа голосов исполнителей китайской оперы провинции Хэнань. Акустический анализ – техническое исследование, выполняемое посредством использования специальных компьютерных программ, позволяющих в буквальном смысле «увидеть» звук наглядно в виде графиков и диаграмм. В данном случае анализ поводился программой SPAX совместно с ее разработчиком – заведующим кафедрой информационных технологий МГК имени П. И. Чайковского, кандидатом технических наук А. В. Харуто.
Материалом исследования послужили музыкальные образцы из репертуара хэнаньской оперы, а также впечатления авторов, полученные в результате личных контактов с выдающимися китайскими мастерами-исполнителями.
Выявление физических параметров звука позволило получить новые результаты в области изучения вокальных техник оперных исполнителей провинции Хэнань. Помимо базовых акустических характеристик голоса, интерес для изучения представляют и такие его спектральные характеристики, как тембр. Особого же внимания среди тембровых характеристик голоса, по мнению авторов, заслуживают параметры так называемых высокой, средней и низкой певческих формант, то есть тех частотных групп в составе певческого голоса, которые обеспечивают его такими качествами, как «полетность», «яркость» звучания, наличие «металлического» призвука и другие. При этом интересно не только определение качественных и количественных характеристик певческих формант, но и соотношение их между собой.
Наглядная демонстрация звука с точки зрения его базовых акустических характеристик, таких как частота и диапазон колебания звуковых волн, мощность звучания и другие, позволила авторам провести также сравнительный анализ вокальных техник китайских и европейских оперных исполнителей.
Ключевые слова
китайская опера, опера провинции Хэнань, вокальные техники, компьютерные методы, звук, анализ, программа SPAX.
Для цитирования
Алябьева А. Г., Дин Яо Китайская опера провинции Хэнань: проблемы анализа // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 2. С. 104–111.