Бекетова Н.
Русская музыкальная трагедия: к проблеме методологии
Русская музыкальная трагедия рассматривается в статье как культурно-историческое явление ХIХ – первой трети ХХ века. Непосредственно связанная с коллизиями русской истории «прошлого и настоящего», она представлена в динамике активного развития различных своих видов и форм. Фундаментом авторской концепции являются работы А. Лосева, в которых осмысливается проблема трагического. В статье показано, что музыка может обладать универсальными познавательными свойствами, в результате чего ее история в означенном хронологическом периоде отражает этапы развития национального самосознания. Этими возможностями музыка обязана своей онтологической способности быть, по Лосеву, «числом, символом и мифом», и в этом качестве отражать дефиниции сознания и самосознания. Русская музыкальная трагедия, понятая как явление историческое, осуществлена в гармонической и кризисной формах, чему соответствуют, как показано в статье, три мифологических модели национального самосознания, последовательно явленные на этапах становления русской классической музыкальной культуры: гармонический музыкальный миф Преображения в «Жизни за царя» Глинки (первая половина ХIХ века), кризисный миф Апокалипсиса русского мира и русской души в музыке Мусоргского и Чайковского (вторая половина ХIХ века) и – результат всеобщего распада – тоталитарный миф Оборотня (Шостакович, первая треть ХХ века). Выявленным мифологическим моделям соответствуют три исторических формы русской музыкальной трагедии: античная, религиозно-философская и трагедия-сатира. Во всех трех отмечается закономерный рост экзистенциального начала, кульминирующего в музыке Мусоргского, Рахманинова и Шостаковича в специфически-русской трагедийной форме экзистенциальной трагедии национального самосознания.
Ключевые слова
русская музыкальная трагедия, национальное самосознание, музыкальный миф, экзистенциальная трагедия, гармония, кризис, история, метафизика.
Для цитирования
Бекетова Н. В. Русская музыкальная трагедия: к проблеме методологии // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 3. С. 43–49.