Асташев Д.
Вокализы М. Бордоньи в системе ценностей концепции бельканто
В статье рассматриваются вокализы Марко Бордоньи в контексте сложных процессов взаимодействий и взаимовлияний концепции бельканто с общеевропейской «певческой школой». В исторической реальности переходной эпохи 20–40-х годов XIX века, которая характеризуется потерей художественного равновесия, профессиональные навыки ведущего тенора Итальянского театра в Париже (Théâtre Italien) помогли Марко Бордоньи-педагогу, профессору Парижской консерватории, сформировать собственную методику обучения. Приверженность маэстро традициям старых итальянских мастеров, гибко соотносимая с художественной практикой его времени, а также участие в парижских постановках опер Дж. Россини позволили Бордоньи обрести ценнейший профессиональный опыт, позволяющий гарантировать молодым певцам достойный уровень овладения вокальным мастерством и навыками работы над техникой вокализации. Они же, в известном смысле, ограждали обучающихся от неоправданных «экспериментов» наступившей романтической эпохи с ее отрицанием старого и превознесением нового. Типологическое сходство дидактических «формул», представленных в упражнениях «Метода пения…» Парижской консерватории (1803) и выявляемых в мелодической ткани вокализов Бордоньи, свидетельствует о факторе преемственности в реализуемой концепции бельканто. Принятые и культивируемые в ней способы и приемы обучения требовали умения обращаться с различными «нюансами» данной системы. Будь то работа над техникой портаменто либо работа над элементами колорирования с применением «горловых трелей» (gorghéggio), – везде в «Вокализах» М. Бордоньи можно увидеть следы этой школы.
Специальное изучение дидактических опусов М. Бордоньи в системе ценностей бельканто дает повод для более емкого осмысления логики художественных процессов в контексте продолжительных периодов, обусловленных сменой эстетических векторов. Внутри них, освобождаясь от эволюционирующего ритма исторического времени, концепция бельканто, истоки которой связаны с литургическим cantus planus, в эпоху перемен оказалась носителем претензии на детерминизм.
Ключевые слова
М. Бордоньи, концепция бельканто, приемы технической работы, вокализы М. Бордоньи, «Метод пения…» Парижской консерватории, Б. Менгоцци.
Для цитирования
Асташев Д. А. Вокализы М. Бордоньи в системе ценностей концепции бельканто // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 3. С. 77–84.