Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Саввин А., Саввина Л.

Музыкальная коммуникация постмодернизма

В статье предпринимается попытка продемонстрировать изменения, происходящие в коммуникации музыкального искусства, на материале жанра музыкального письма, поскольку музыкальное письмо, в отличие от литературного жанра эпистолярного наследия, – явление скорее исключительное, чем ординарное. Авторами представлен сравнительный анализ музыкальных писем первой и второй половины ХХ века на примере произведений С. Рахманинова («Письмо К. С. Станиславскому», 1908) и Д. Ардженто («Письмо Шуберта к другу», 1968).

Сравнительный анализ произведений Рахманинова и Ардженто с точки зрения особенностей коммуникативного процесса позволяет сделать вывод о том, что в сочинении Рахманинова глубина и оригинальность музыкального смысла явно превосходят замысел вербального текста.

В произведении Ардженто, напротив, весьма оригинален и неоднозначен вербальный текст, обнаруживающий драматургическую многоплановость, тогда как развертываемый музыкальный ряд характеризуется информационной однозначностью: композитором демонстрируется контрастная соотнесенность двух стилевых сфер («свое» – «чужое») и культурных эпох (век ХХ – век ХIХ), не сопрягаемых друг с другом и не устремленных к диалогу.

Рассматриваемое «письмо» Ардженто – типичный образец постмодернистского сознания. Здесь предвосхищаются черты, которые приводят к новым тенденциям, выходящим за рамки постмодернизма, способствуя формированию нового, «пост-постмодернистского» направления, главным признаком которого становится иное восприятие и толкование понятия коммуникации.

В сочинении Ардженто прослеживается наличие разных миров (микро-, макро-, мега-, виртуальных реальностей), обнаруживаются черты деконструкции. Ардженто изменяет коммуникацию и создает текстуальный лабиринт, характерным признаком которого является удвоение миров, что позволяет относиться к музыкальному письму Ардженто как к «симулякру».

Анализ указанных сочинений позволяет сделать некоторые прогнозы относительно дальнейшего переосмысления коммуникативного процесса в музыке ближайших десятилетий.

Ключевые слова

музыкальная коммуникация, жанр музыкального письма, постмодернизм, деконструкция, симулякр, виртуальный мир, Д. Ардженто, С. Рахманинов.

Для цитирования

Саввин А. В., Саввина Л. В. Музыкальная коммуникация постмодернизма // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 3. С. 105–112.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-13015