Марков А.
«Воздушный остров» Бальмонта и «Сны» Прокофьева: сродство философии сна
Поэма Бальмонта «Воздушный остров: Семь сновидений» представляет собой ряд картин, не просто воспроизводящих логику и выразительность сновидческих образов, но объясняющих особенности сновидчества, теоретизирующих о работе мысли во сне. В статье доказывается, что понимание Бальмонтом природы сновидения обязано как идеям Ницше, так и музыке молодого Прокофьева, ориентировавшегося на эстетику Бальмонта. Соответствующая близость Бальмонта и Прокофьева определялась не только сходством эстетических интуиций, но и тяготением к общему способу развития темы на основании контрастов, наделяемых дополнительным звуковым колоритом и обогащающих сюжет. Упомянутая поэма Бальмонта при таком рассмотрении обретает логику и смысл, иллюстрируя тезис Ницше о сновидении как возвращении к архаическому мышлению, при котором человек ощущает свое единство с космосом и взаимозаменяемость телесных переживаний и впечатлений от окружающего мира. Помимо этого, отмечается множественность параллелей между композицией раннего опуса Прокофьева «Сны» и поэмой Бальмонта: использование партий контрастных инструментов, особое обыгрывание темы, семантизация звуков различных инструментов как синестетических образов, диалектическое и телеологическое развитие сюжета – всему этому обнаруживаются параллели в поэзии Бальмонта. Такой параллелизм позволяет расшифровать некоторые темные места поэмы, которые предстают отражениями вполне определенных музыкальных впечатлений. Философия Ницше позволила Бальмонту перейти от феноменологии сновидения как конструирования образов через исследование условий сна к мифотворчеству, не нарушающему законов сновидческой образности. В свою очередь, музыка Прокофьева обусловила те синестетические образы, которые без этого выглядели бы чужеродными в изложении, оправданными только его патетичностью, тогда как здесь упомянутые образы являются естественной транскрипцией звуковых и вообще предметных впечатлений: если представить, что любой предмет звучит, то любой предмет выстраивает и образ во сне. Итак, можно говорить о поэме Бальмонта как культурном палимпсесте, позволяющем уточнить и восприятие современниками инноваций молодого Прокофьева.
Ключевые слова
Бальмонт, Прокофьев, Ницше, сновидение, сюита, музыкальная картина, символизм, музыкальная образность, феноменология музыки, синестезия, инструментовка, музыкальное впечатление.
Для цитирования
Марков А. В. «Воздушный остров» Бальмонта и «Сны» Прокофьева: сродство философии сна // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 3. С. 122–129.