Г. В. Байбикова
Психолого-педагогические аспекты развития аналитических способностей музыканта-исполнителя
В статье актуализируется проблема формирования и развития аналитических способностей с позиции музыкальной психологии и педагогики. Аналитические качества рассматриваются как практические музыкальные способности, относящиеся к проявлениям профессионального музыкального интеллекта. В результате проведенного исследования психолого-педагогических концепций выявлены специфические особенности мыслительных операций музыканта, к числу которых отнесены: слухообразная природа музыкального мышления, единство аффекта и интеллекта в процессе аналитической деятельности, многофункциональный характер аналитических способностей, сопряженность проявления природных аналитических качеств и их личностно-ориентированного развития в ходе музыкального обучения, взаимовлияние интуиции и сознания. Особое внимание уделяется педагогическому аспекту развития аналитических способностей, что обусловлено недооценкой значимости проблемы интеллектуального развития исполнителя в массовой музыкальной педагогике. Обобщение крупнейших достижений музыкально-педагогической мысли, результатов практической деятельности известных музыкантов, а также собственного педагогического опыта позволило автору статьи выявить ряд эффективных условий развития аналитической компетенции, а именно: наращивание потенциала образовательного процесса вуза путем введения в учебные планы дисциплин, направленных на совершенствование навыков анализа содержания произведения в тесной связи с музыкально-исполнительской практикой; использование в процессе профессиональной подготовки современных достижений исполнительско-педагогической аналитики, значительно обогатившей структурно-содержательные аспекты исполнительского анализа музыкального произведения; активное применение в процессе становления музыканта методов проблемного и интерактивного обучения, направленных на развитие творческой инициативы в решении задач исполнительской интерпретации; опора на ведущие принципы музыкально-исполнительской дидактики (связь теории с исполнительской практикой, единство эмоционального и рационального, взаимосвязь врожденных способностей и процесса их развития); решающее значение педагогического сопровождения в совершенствовании аналитической деятельности.
Ключевые слова
музыкальное мышление, аналитические способности, аналитическая деятельность, исполнительско-педагогическая аналитика, развитие аналитических качеств, условия и методы развития.
Для цитирования
Байбикова Г. В. Психолого-педагогические аспекты развития аналитических способностей музыканта-исполнителя // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 1. С. 79–85.