Е. С. Мироненко
Асинхронность национальных стилевых направлений как показатель роста композиторской школы в Республике Молдова
Данная статья посвящена проблеме сохранения и развития стилевой национальной традиции в современном композиторском творчестве в Республике Молдова. Статья состоит из двух разделов, в первом из которых автор рассматривает теорию национального стиля в академической музыке европейской традиции и выделяет хронологически стилевые направления в соответствии с тремя эпохальными стилями: фольклоризм; неофольклоризм, новая фольклорная волна; постфольклоризм, архетипизация, концептуализация и их смешения. Во втором разделе статьи представлены три примера из современных сочинений композиторов Республики Молдова, наглядно демонстрирующих различные стилевые подходы к воплощению национальной традиции. Так, пьеса С. Пысларь «Бэтута» для четырех саксофонов с элементами фанка относится к числу образцов оригинально трактуемого неофольклоризма. Симфония В. Чолака «Легенда бучума» для камерного оркестра и двух валторн обращена к глубинному фольклорному слою, связанному с музыкой бучумов – древнейших сигнальных инструментов балканского региона, включая Молдову. Стилизация песенно-танцевальной народной музыки в контексте классико-романтических традиций позволяет отнести симфонию к стилевому направлению постфольклоризма. В симфонии Г. Чобану «Под солнцем и звездами» для тройного состава большого симфонического оркестра совмещаются несколько национально-стилевых маркеров: тотальная архетипичность, неофольклоризм, концептуальная символизация жанра колинды – что естественно вписывается в пространство музыкального постмодернизма. Таким образом, в академической музыке Молдовы рубежа XX–XXI столетий многослойная национальная традиция существует в асинхронности исторически разновременных направлений, что служит доказательством плодотворного роста самой композиторской школы в Молдове.
Ключевые слова
композиторское творчество Республики Молдова, национальная традиция, фольклоризм, неофольклоризм, постфольклоризм, архетипизация, концептуализация фольклора.
Для цитирования
Мироненко Е. С. Асинхронность национальных стилевых направлений как показатель роста композиторской школы в Республике Молдова // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 2. С. 28–34.