Т. В. Франтова
Лаокоон и Афродита «в одном флаконе», или Жизнь и смерть академического музыковедения в электронную эпоху
Настоящая статья посвящена адаптации музыковедческой деятельности к условиям киберпространства. Глобальный поток информации, доступной благодаря Интернету, порождает комплекс проблем, затрагивающих все сферы интеллектуальной деятельности человека, включая музыкознание. В статье анализируются обстоятельства, способствующие активному и интенсивному развитию музыковедческой деятельности, такие как свободный доступ к неограниченному объему специальной информации (через репозитарии Интернета, поисковые системы Яндекс, Google и др.), электронные ресурсы музыкальных библиотек (в частности, библиотеки РГК). Вместе с тем, грандиозные коллекции Интернета в сочетании с потоком информации на бумажных носителях, многократно возросшим за последние десятилетия, породили проблему создания универсальных специализированных баз данных, направленных на область музыковедческой науки. Разработка специальных музыковедческих методов поисковой работы в Интернете – актуальная задача, решение которой обеспечит музыкознание необходимым инструментом продуктивного освоения новой среды его обитания. В гигантском инфопространстве, пребывающем в состоянии перманентного изменения, сформировались новые условия бытия музыкального искусства, что порождает потребность разрабатывать соответствующие аналитические инструменты музыковедения. В XXI веке актуализируется феномен контекста культуры и, в частности, сетевого контекста, значимость которого начинает в некотором роде превышать роль индивидуального авторского высказывания композитора. Таким образом, перед музыковедческой отраслью возникает задача разработки ряда новых специализаций: музыковед – библиограф электронных ресурсов, музыковед-программист, музыковед – исследователь электронной и компьютерной музыки, музыковед-культуролог, специализирующийся как исследователь музыкальной Интернет-культуры XXI века. При этом комплекс традиционных специализаций музыковедов (историков, теоретиков, этнографов и т. д.) сохраняет свою важность как обязательный инструмент познания музыкального искусства, средство воспитания профессиональных музыкантов и орудие формирования культурной образовательной среды общества.
Ключевые слова
глобальное информационное пространство, Интернет-культура XXI века, универсальные и специализированные поисковые сети, новые специализации музыковедов в условиях киберпространства.
Для цитирования
Франтова Т. В. Лаокоон и Афродита «в одном флаконе», или Жизнь и смерть академического музыковедения в электронную эпоху // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 2. С. 97–102.