Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






В. Демина

Художественное оформление массового празднования первой годовщины Октябрьской революции в истории партиципаторного искусства

В статье рассматриваются некоторые вопросы художественного оформления официальных торжеств первых лет советской власти. Основная цель статьи состоит в том, чтобы проследить специфику процесса становления партиципаторного искусства в контексте развития советских массовых празднеств. Исследуя художественное оформление торжества, посвященного первой годовщине Октября, автор акцентирует внимание на ценностной проблеме конструирования пространства революционного праздника – проблеме, выдвинутой художниками-футуристами. Анализируя время и пространство проведения данных торжеств, автор статьи прослеживает опыт декорирования целых зданий и скверов, характерный для 1918 года. В качестве центральной рассматривается концепция оформления Н. И. Альтманом площади Урицкого. Отмечается, что художник, развивая новую концепцию праздничной культуры, полностью переосмысливает барочную и классическую архитектуру зданий Дворцовой площади, авторами которых выступили Ф. Растрелли и К. И. Росси. «Замаскировав» данные строения под стиль кубизма и футуризма, Н. И. Альтман установил в центре площади динамичное футуристическое сооружение и тем самым изменил облик архитектурной доминанты города.

Для данного исследования автором статьи были привлечены многочисленные видео- и фотоматериалы, документирующие основные этапы проведения первых советских торжеств как новых форм зрелищной культуры. Отмечается, что потребность художников в создании нового пространства праздничного действа, свободного от традиций «старого искусства» и способного отразить революционные идеи только что созданного государства, выразилась в инновационном подходе к организации официального торжества. В связи с этим автор статьи уделяет особое внимание вопросу создания особого звукового пространства города как части экспериментальных проектов футуристов, способных послужить формированию нового сообщества в условиях реконструкции значимых событий истории.

Ключевые слова

перформативные практики, история партиципаторного искусства, художественное пространство праздника.

Для цитирования

Демина В. Н. Художественное оформление массового празднования первой годовщины Октябрьской революции в истории партиципаторного искусства // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 4. С. 6–11.

DOI

10.52469/20764766_2021_04_06