Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






А. Марков

Образы музыки в поэзии Ивана Буркина

В статье рассматриваются музыкальные образы в поэзии Ивана Буркина – одного из самых ярких поэтов второй волны русской эмиграции в США. И. Буркина часто характеризуют как сюрреалиста и абсурдиста, но на самом деле и истоки, и принципы его поэтики сложнее. Сюрреализм был только одной из точек «отталкивания» при изображении отчуждения человека в большом городе, а в действительности его поэтика – это трансформированное наследие Блока и Пастернака, удачно адаптированное к процессам в послевоенном искусстве США – развитию абстрактного экспрессионизма, концептуализма и постконцептуализма. И. Буркин сочетает образы музыки модернистской эпохи, но осмысление поэтом современности в целом вписывается в утвердившиеся в США во второй половине ХХ века теории новой материальности искусства, для которых концептуализация и материализация – это две стороны вхождения искусства в современность, отказа от привилегированного положения, санкционированного только обычаями предшествующих эпох. Поэтому И. Буркин переосмысляет и музыкальные аффекты, настаивая, с одной стороны, на опыте повышенной чувствительности, а с другой – на том, что формы новой музыки, в том числе массовой и аутсайдерской, как блюз и джаз, пророчествуют о появлении новых форм взаимодействия с искусством, новой системы культурных «притяжений» и «отталкиваний». Развитие поэзии И. Буркина отвечает развитию искусства, в том числе музыкального, в США, а не закономерностям развития русской поэзии, и поэтому стихи данного автора могут рассматриваться и как краткое введение в новую музыку, и как убедительная ее рецепция в русской литературе.

Ключевые слова

И. Буркин, новая музыка, джаз, блюз, поэзия русской эмиграции, русская эмиграция в США, аутсайдеры, А. Блок, Б. Пастернак.

Для цитирования

Марков А. В. Образы музыки в поэзии Ивана Буркина // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 4. С. 66–72.

DOI

10.52469/20764766_2021_04_66