Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Е. Андрущенко

На тему Н. Паганини и «по мотивам» С. Рахманинова: заметки о «Вариациях» Э. Ллойда-Уэббера

Публикуемая статья посвящена одному из широко известных сочинений Э. Ллойда-Уэббера – «Вариациям» на тему Н. Паганини для виолончели и рок-группы (1977), характеризуемому как примечательный образец диалогических взаимодействий массовой и академической музыкальной культуры ХХ столетия. Опираясь на авторские комментарии, приводимые в недавно опубликованных воспоминаниях Э. Ллойда-Уэббера (2018), исследователь выдвигает и последовательно аргументирует тезис о формировании и реализации художественного замысла «Вариаций» под влиянием классического шедевра – «Рапсодии на тему Паганини» С. Рахманинова. В частности, привлекаются исторические факты, свидетельствующие о большой популярности на территории Великобритании как оригинального варианта «Рапсодии...», так и позднейшей музыкально-театральной «версии» этого сочинения (различные хореографические редакции балета «Паганини» С. Рахманинова – М. Фокина). Далее рассматриваются многочисленные параллели, обнаруживаемые в процессе сравнительного анализа двух упомянутых вариационных циклов. В статье фиксируются наиболее существенные черты структурно-композиционного родства «Рапсодии...» и «Вариаций», соответствующих драматургических интенций (контрастные сопоставления «инфернальной» и возвышенно-лирической образных сфер), жанрово-концептуальной «амбивалентности» (появление точных или варьированных реприз отдельных вариаций, обусловленное музыкально-сценическими требованиями к балетным спектаклям). Особое внимание уделено стилистическим «перекличкам» названных сочинений, связанным с двумя показательными особенностями «Рапсодии...»: явными или завуалированными воздействиями раннего джаза и эстрадной музыки 1920–1930-х годов, а также «персонализованными» стилизациями – авторскими «приношениями» другим композиторам минувшего и настоящего. Подобная «игра стилями» выступает в качестве основополагающего принципа «Вариаций», реализуясь посредством многогранно трактуемой идеи «посвящений» (The Tributes) прославленным рок-музыкантам и композиторам-классикам ХХ века (С. Рахманинову, Дж. Гершвину, С. Прокофьеву и Д. Шостаковичу).

Ключевые слова

«Вариации» Э. Ллойда-Уэббера, «Рапсодия на тему Паганини» С. Рахманинова, балет «Паганини», стилевые взаимодействия.

Для цитирования

Андрущенко Е. Ю. На тему Н. Паганини и «по мотивам» С. Рахманинова: заметки о «Вариациях» Э. Ллойда-Уэббера // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 4. С. 91–96.

DOI

10.52469/20764766_2021_04_91