Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






В. Пигулевский, Л. Мирская

Крик души: трансгрессия и ее выражение

Предметом анализа в статье являются острые эмоции на грани смерти в творчестве. Интенция такого творчества – преодоление запретов и табу европейской культуры. С эпохи романтизма трансгрессия запретов и норм культуры осуществляется в отдельных произведениях декаданса и модернизма. Предметом художественного творчества становится непристойное – голое тело, сексуальные девиации и смерть. В искусстве модернизма середины ХХ века проблема переносится во внутренний план личности. Это Le Rêve – субъективная реальность, понятие, которое возникает в сюрреализме. За гранью мечты, грезы и сна обнажается смерть личности. Это – опыт-предел, достижение которого вызывает Angst. Художественная интенция связана с жестоким опытом концлагерей, где музыка была вплетена в конвейер смерти. Страх смерти, возникающий в результате трансгрессии внутренней иррациональной жизни, потребовал создания произведений неистовой ярости на грани сумасшествия. Эти произведения были созданы в литературе и музыке путем использования рациональных изобразительно-выразительных средств. Идея музыки как трансгрессии внутреннего опыта поддерживается мифом о пении Сирен, влекущем слушателя к смерти. Искусство на грани смерти выражает истерию и припадки, пароксизм страха. В литературе был использован метод медитации, в музыке – сериализм. Произведения оказались по ту сторону любых культурных норм и табу. Сериализм и сюрреализм как сочетание рациональной техники и иррационального опыта внутренней жизни позволили достичь такого «расстройства чувств», которое сделало возможным выразить крик души – ужас смерти и отчаяния.

Ключевые слова

трансгрессия, опыт-предел, смерть, непристойность, сюрреализм, сериализм.

Для цитирования

Пигулевский В. О., Мирская Л. А. Крик души: трансгрессия и ее выражение // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 4. С. 116–123.

DOI

10.52469/20764766_2021_04_116