Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Т. Шак

Образ «лишнего человека» в отечественном кино: музыковедческий аспект

В статье на материале анализа двух фильмов: «Полеты во сне и наяву» (Киностудия им. А. Довженко, 1982, реж. Р. Балаян, комп. В. Храпачев) и «Географ глобус пропил» («Мармот фильм», 2013, реж. А. Велединский, комп. А. Зубарев) – определяется роль музыкального компонента в создании образа «лишнего человека», запечатленного в главных героях фильмов – Сергее Макарове (О. Янковский) и Викторе Служкине (К. Хабенский), положительных и отрицательных одновременно, сотканных из противоречий (образованность и скептицизм, порядочность и цинизм, житейская мудрость и душевная усталость), вобравших в себя типовые черты русских интеллигентов. Доказывается, что музыка в системе средств кинематографической выразительности становится важным фактором характеристики, складывающейся, с одной стороны, из специально написанных к фильмам сквозных лейттем, таких как тема тоски и бравады («Полеты во сне и наяву»), внутреннего мира, размышления, реальности («Географ глобус пропил»), а с другой, – из песенных цитат: «Я свободен» (муз. В. Кипелова, сл. М. Пушкиной), «Владимирский централ» (М. Круг), «Разноцветные ярмарки» (Я. Лясковский), «Strangers in the Night» (Б. Кемпферт), русской народной песни «Летел голубь». Анализируются кульминации фильмов, выстроенные с использованием музыкального компонента (взаимодействие нескольких тем или подтекстовая функция музыки, основанная на контрасте визуального и звукового), что позволяет говорить о наличии музыкальной драматургии как части драматургии медиатекста. Выявляется наличие между фильмами прямых отсылок, визуальных, смысловых и музыкальных цитат, а также общность жанровой специфики как психологических драм и философских притч. Раскрытие важных социальных проблем и формирование нового типа героя позволяют отнести данные фильмы к категории культовых, в том числе и за счет музыки, поскольку в силу своей специфики – опосредованного воздействия на подсознание зрителей – она формирует определенное эмоциональное отношение к героям и проблематике в целом.

Ключевые слова

психологическая драма, музыкальный тематизм, персонаж, лейттембр, музыкальная драматургия, кульминация.

Для цитирования

Шак Т. Ф. Образ «лишнего человека» в отечественном кино: музыковедческий аспект // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 1. С. 32–40.

DOI

10.52469/20764766_2022_01_32