Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






А. Саржант

Композиции «Сантана» и «Ледостав-ледоход» Г. Дмитриева: особенности фактурной организации музыкального материала в условиях большого исполнительского состава

В статье рассматриваются особенности фактурной организации музыкального материала в оркестровых произведениях Георгия Дмитриева «Сантана» и «Ледостав-ледоход». Обращение к концепционной программности в названных произведениях потребовало от композитора использования своеобразных приемов оркестровой и фактурной организации. Применяя большие исполнительские составы, Г. Дмитриев вводит особое расположение исполнителей на сцене, при этом каждая исполнительская группа инструментов наделяется собственной фактурной организацией, благодаря чему достигается музыкальная и пространственная «дифференциация звуковых полей». Исходя из принципа полифонии образов, композитор выстраивает в «Сантане» многослойную форму, каждый пласт которой отличается темброво-фактурным своеобразием и индивидуальной функцией. На переднем плане находится струнная группа, для которой характерны ритмически комплементарная фактура и принцип пуантилизма. Ансамбль солистов дополняет струнную группу, внося вариативность в звучание. У солистов представлены индивидуализированные фактурные «версии» тематических элементов. Хоровые партии соотносятся с медными духовыми инструментами, что способствует уплотненному звучанию второй стадии «Сантаны». Многочисленные ударные инструменты выполняют колористическую и «регистрирующую» (определение Г. Дмитриева) функции. В композиции «Ледостав-ледоход» создается музыкально-иллюстративный эффект благодаря особому фактурному изложению материала. Динамика фактурного развития направлена от индивидуализированных вариантов, характерных для каждой инструментальной группы, к выдержанным звукам, охватывающим всю вертикаль, с обратным процессом восстановления первоначальной фактуры. В результате анализа установлено, что благодаря фактурной организации музыкального материала в композициях «Сантана» и «Ледостав-ледоход» Г. Дмитриев создает особый пространственно-акустический эффект, необходимый для выражения художественных замыслов и организации формы. Подобными же темброво-фактурными средствами выстраивается и драматургия указанных сочинений.

Ключевые слова

Г. Дмитриев, «Сантана», «Ледостав-ледоход», фактурная организация, пространственная «дифференциация звуковых полей», многослойность, концепционная программность, оркестр, партитура.

Для цитирования

Саржант А. В. Композиции «Сантана» и «Ледостав-ледоход» Г. Дмитриева: особенности фактурной организации музыкального материала в условиях большого исполнительского состава // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 1. С. 48–54.

DOI

10.52469/20764766_2022_01_48