Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






З. Алиева

Шесть сонат для скрипки соло Э. Изаи в образовательном процессе современного музыкального вуза

Статья посвящена одному из наиболее значительных произведений для скрипки соло, датируемых первой половиной ХХ века. Шесть сонат ор. 27 Э. Изаи – безусловный шедевр, который вдохновлял многих выдающихся скрипачей минувшего столетия. Тем не менее, указанный цикл сравнительно редко используется в педагогической практике современных музыкальных вузов. По мнению автора публикуемой статьи, причина этого «неуспеха» у профессиональной аудитории лишь отчасти коренится в технических трудностях, подразумевающих экстраординарную виртуозную подготовку исполнителя. Гораздо более сложной задачей представляется углубленное постижение и адекватное интерпретаторское воплощение масштабной и многоплановой художественной концепции названного опуса. Молодой музыкант, стремящийся к полноценной реализации авторского замысла, должен обладать надлежащим историко-жанровым кругозором, весьма обширными познаниями относительно специфики индивидуальных стилей в скрипичном искусстве 1910–1920-х годов, а также различных типов программности и способов ее претворения исполнительскими средствами. Иными словами, зрелой и убедительной интерпретации Шести сонат Э. Изаи неизбежно предшествует основательная творческая подготовка. Исходя из этого, рассматриваются перспективы целенаправленного изучения соответствующих концептуальных аспектов в рамках вузовского образовательного процесса. Обосновывается возможность использования междисциплинарных связей отдельных курсов для организации проблемных семинаров и практических занятий «Соната для скрипки соло в европейской музыке первой половины ХХ века» (история зарубежной музыки), «Музыкальные портреты выдающихся скрипачей в Шести сонатах Э. Изаи: семантика посвящений» (теория музыкального содержания), «Пути концертно-сценического воплощения Шести сонат: к проблеме художественного сотворчества композитора и исполнителя» (интерпретация музыкальных произведений) и др.

Ключевые слова

Э. Изаи, Шесть сонат для скрипки соло, современный педагогический репертуар музыкального вуза, междисциплинарные связи учебных курсов, исполнительская интерпретация.

Для цитирования

Алиева З. Э. Шесть сонат для скрипки соло Э. Изаи в образовательном процессе современного музыкального вуза // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 1. С. 113–118.

DOI

10.52469/20764766_2022_01_113