С. Н. Немцова-Амбарян
Представление текста и его генезиса в эдиционной практике: о перспективах цифрового музыковедения
Статья посвящена перспективному направлению музыкальной текстологии в области научных музыкальных изданий – цифровому музыковедению как части digital humanities, области исследований на стыке компьютерных и гуманитарных наук. В центре исследовательского внимания находятся архивные цифровые проекты, ресурсы кодирования и научные цифровые издания. Анализ современных теоретических концепций и существующих цифровых проектов в области музыкального искусства позволяет выявить основные преимущества цифрового представления нотного текста и его генезиса, которые способствуют преодолению ограничений нотопечатной технологии. В статье рассматриваются инициативные проекты, связанные с кодированием, в частности, MEI, MIT, musicXML, благодаря которым стали возможными формирование музыкальных данных и подготовка цифровых нотных изданий, представляющих различные жанры и исторические периоды. Особое внимание уделено выявлению широкого спектра возможностей для изучения и анализа музыки, а также теории и методологии критического редактирования. В статье рассматриваются комментируемые цифровые архивы, предлагающие решение одной из актуальных проблем редакторско-эдиционной практики – сохранности рукописных документов в сочетании с их доступностью. Несмотря на существование научных цифровых музыкальных изданий (например, Bach Digital, Digital Mozart Edition), до настоящего времени остаются дискуссионными вопросы о структуре научного цифрового издания и редакторских функциях музыковедов в процессе его подготовки. Перспективными представляются издания гибридного типа, представляющие симбиоз традиционного научно-критического печатного издания, практичного с точки зрения исполнителей, и цифрового контента, нацеленного на передачу информации об источниках текста и его генезисе.
Ключевые слова
цифровое музыковедение, музыкальная текстология, цифровое научное издание, эдиционная практика.
Для цитирования
Немцова-Амбарян С. Н. Представление текста и его генезиса в эдиционной практике: о перспективах цифрового музыковедения // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 2. С. 95-102.