Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Э. А. Луганская

Вокальное дыхание: взгляды мастеров конца XIX – начала XXI столетий

Автор статьи отмечает, что в сознании профессионального вокалиста исполнительские процессы пения и дыхания неразрывно связаны. Современным педагогическим сообществом академической, эстрадной и народной вокальных школ выработаны многообразные методические рекомендации для обучения, однако фундаментальные принципы постановки певческого дыхания и в наши дни являются темой оживленных дискуссий. В данной работе характеризуются различные, а порой и диаметрально противоположные взгляды специалистов от конца ХIХ века до современной эпохи на указанную проблематику, закономерно сохраняющую приоритетное место в вокальном исполнительстве и образовании. Автор статьи обращается к публикациям выдающихся представителей академической (И. П. Прянишников, М. А. Дейша-Сионицкая, В. П. Морозов, В. В. Емельянов, Г. П. Стулова), эстрадной (С. Риггс) и народной (Н. К. Мешко) школ пения. Каждый из вышеназванных мастеров за годы своей плодотворной и многогранной деятельности внес неоценимый вклад в развитие вокального искусства, разработав и успешно апробировав уникальную методику работы с голосовым аппаратом. Анализ привлекаемых научных и методических трудов позволяет упорядочить весьма обширную терминологию, применяемую специалистами для классификации типов вокального дыхания. Кроме того, освещаются важнейшие теоретические установки, связанные с распространенными в наши дни магистральными подходами к формированию певческого дыхания: его постановка, с одной стороны, может фигурировать в качестве первоосновы естественного и свободного звучания голоса, а с другой, – характеризоваться как чрезмерное усложнение педагогического процесса, требующего рационализации и сознательно ориентируемого на эффективность работы отдельных составляющих голосового аппарата (гортани или резонаторов).

Ключевые слова

вокальное дыхание, голосовой аппарат, отечественные школы певческого искусства, авторские методики постановки голоса, типы вокального дыхания.

Для цитирования

Луганская Э. А. Вокальное дыхание: взгляды мастеров конца XIX – начала XXI столетий // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 3. С. 38-43.

DOI

10.52469/20764766_2022_03_38