Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Н. А. Мещерякова

Музей и музыка, или Концерты в доме Мнемозины (По итогам семи сезонов просветительского абонементного цикла «Музыкальные среды на Газетном»)

В настоящей статье анализируется культурологическая концепция, обосновывающая исконное родство музыкального и музейного просветительства. Утверждается тезис о близости и органичном взаимодействии соответствующих способов художественного отражения мира, опирающихся на комплекс имманентных средств, которые используются указанными сферами интерпретирующей деятельности. При этом своеобразным фундаментом для названных «интегративных» тенденций в просветительстве служат «музеецентристские» идеи русского философа Н. Федорова. Высказанные в конце XIX века футурологические умозрения отечественного религиозного мыслителя о необходимости формирования идеального «всеединого» музея воспринимаются ныне как вполне конструктивный социокультурный прогноз, приобретающий самоочевидную актуальность в новом тысячелетии. Н. Федоров провозглашает музей «высшей инстанцией» творческой деятельности, «собором лиц» разнообразных профессий, возрастных градаций и социокультурных предпочтений. В частности, подразумевается изначальный «собор ученых и художников», способствующий переходу общества от «небратского состояния» к вселенскому единству, направляющий и упорядочивающий разнообразные процессы культуротворчества в исследовательских и образовательных учреждениях. Автор статьи отмечает, что «музеецентризм» Н. Федорова корреспондирует с наблюдениями современных музыковедов-просветителей (например, Н. Катоновой), акцентирующих видимую сопряженность глубинных свойств художественно-исполнительского процесса и динамичных условий музейного пространства в сравнении с традиционно-статуарной филармонической атмосферой. Исходя из этого, позиционируется особая коммуникативная значимость музыкально-творческих акций, организуемых в данном пространстве и способствующих весьма продуктивному «диалогу» артистов со слушателями. Таким образом, концертные выступления в музейной среде оказываются чрезвычайно ценными для молодых исполнителей, становясь подлинной школой общения с публикой, а в целом – школой «свободного художества». В указанном аспекте характеризуется региональный просветительский проект «Музыкальные среды на Газетном», реализуемый Ростовской консерваторией и областным Музеем краеведения с 2015 года.

Ключевые слова

музыкальное просветительство, региональный музейный проект, академическое вокальное искусство, абонементный цикл «Музыкальные среды на Газетном» в Ростове-на-Дону.

Для цитирования

Мещерякова Н. А. Музей и музыка, или Концерты в доме Мнемозины (По итогам семи сезонов просветительского абонементного цикла «Музыкальные среды на Газетном») // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 3. С. 64-70.

DOI

10.52469/20764766_2022_03_64