Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






М. А. Абдулаев

Устный профессионализм и композиторское творчество как направления развития национальной композиторской школы в Дагестане

Статья посвящена проблеме зарождения и развития дагестанской национальной композиторской школы. Тип европейского музыкального профессионализма укоренился в дагестанском искусстве в результате синтеза устной народной профессиональной и письменной европейской традиций. В настоящей публикации освещается фиксация дагестанского фольклора приглашенными музыкантами, этнографами, историками, учителями. С точки зрения автора статьи, становление профессионального композиторского творчества в Дагестане относится к послереволюционным годам, когда русские композиторы на основе дагестанского музыкального фольклора создают первые образцы академической музыки. Так появляются фортепианные миниатюры Е. А. Юдиной «Дагестанским детям», Сюиты на народные дагестанские темы для скрипки и фортепиано И. В. Сафоновой. Освоив многоголосные принципы, новую жанровую систему, местные деятели искусств сочиняют произведения в различных музыкальных жанрах. Показательными, по мнению автора данного исследования, являются Прелюдия и фуга, соч. 6 для фортепиано и «Лезгинка» (Рондо) для струнного квартета Д. М. Далгат. Выделяется рубеж 1930–1940-х годов, который был ознаменован переходом к профессиональному этапу становления дагестанской композиторской школы. Заслуживает внимания в данном плане написанная Г. А. Гасановым опера «Хочбар» (1937), которая свидетельствует об общенациональном пути «строительства» дагестанской музыкальной культуры. Автор настоящей публикации полагает, что с открытием Союза композиторов Дагестана в 1954 году связан особый подъем национального искусства. В указанное десятилетие дагестанская профессиональная музыка пополняется рядом значительных сочинений, среди которых опера «Айгази» (1952) Н. Дагирова, Дагестанская сюита на темы лезгинских народных мелодий (1954) С. Агабабова, Симфонические картины «Дагестан» (1955) М. Кажлаева, Второй фортепианный концерт (1959) Г. Гасанова.

Ключевые слова

устный профессионализм, монодийная традиция, Готфрид Гасанов, дагестанская композиторская школа.

Для цитирования

Абдулаев М. А. Устный профессионализм и композиторское творчество как направления развития национальной композиторской школы в Дагестане // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 3. С. 110-115.

DOI

10.52469/20764766_2022_03_110